Главная страница


 

Internet - в жизнь или жизнь - в Internet? (часть 1)

 

 

Перейти к части 2

 

Перейти к части 3

 

 

Компания NewMR провела исследование, посвященное потреблению социальных медиа в Интернете (справка об исследовании). Все без исключения участники проекта отметили, что социальные сети занимают важное место в их жизни, являясь способом поддерживать отношения со знакомыми и качественно «убивать» свободное время. Большинство пользователей завели профили в соцсетях по совету друзей или родственников, многие – «из любопытства».

Главной целью создания интернет-профиля, по всеобщему мнению, является общение. В числе мотивов также называют поиск информации, деловые знакомства, развлечение и рекламу. Жители небольших городов особо подчеркивают значимость сетей для связи с «большим миром».

Самой удобной и многофункциональной признана сеть ВКонтакте. Помимо стандартных «соцсетевых» опций, большой популярностью пользуются ее аудио и видео сервисы. (Похоже, что качество ресурса сегодня определяется, в первую очередь, сладким словом «халява» - Прим. авт.).

Профили в сети Мой Мир заводятся, в основном, благодаря настойчивости почтовой службы Mail.ru.

Социальные сети американской сборки (Facebook, LinkedIn и пр.) заметно уступают по популярности отечественным аналогам. Исключение составляет «социальный» видеоресурс Youtube – безусловный лидер среди аналогичных сервисов.

Исследование подтверждает прогнозы некоторых аналитиков: со временем социальные сети теряют свою привлекательность. Одна из причин – дефицит мотивации: в силу возраста, изменения социального статуса, осознания напрасной траты времени или «искусственности» общения в них. Многие пользователи, включая активных, уверены, что личное общение сетью не заменишь.

Другой причиной отказа от присутствия в сети является осторожность. Особо бдительные держатся в стороне от компьютеров и Интернета, не желая общественной огласки информации о себе. Другие заботятся о личных интересах, стремясь избежать конфликтов в отношениях и эмоциональных стрессов.

 

 

Справка об исследовании:

В форуме приняли участие пользователи 16-55 лет, жители городов с населением от 500 тыс., «сетевики» со стажем от 2 лет. В течение четырех дней они обсуждали особенности виртуальной жизни и делились собственным опытом пребывания в социальных сетях. Исследование проводилось в формате онлайн фокус-группы (форума).

 

 

ГЛАС НАРОДА*

О ресурсах:

«…(ВКонтакте) Наиболее развитая и качественно спертая»

«Бываю в Одноклассниках - для общения с одногруппниками по институту - им так удобнее»

 «…Ютуб. Видео - раза 4-6 в месяц. Профессиональная составляющая. Новые тенденции в видеосъемке, приемы, оборудование, техники.... Провожу минимум по часу за сеанс - просмотр, сортировка, сохранение, пометки и т.п.»

 

О мотивах:

«Общение, поиск "потеряшек", воспоминаний о школьной-вузовской-армейской юности»

«Прыщавая молодежь самоутверждается. Так как из себя ничего не представляют, денег на пиво нет, девушки на них не смотрят ну надо хоть как-то себя показать!»

«Лично я в соцсети проверяю почту (по работе). И отдыхаю от этой работы (в игрушки играю)»

«Некоторые делают на этом деньги и себе имя. Остальная серая масса просто выеживаются друг перед другом»

«…не забыть когда у кого день рождения))))»

 

Об отказах:

«У меня много таких знакомых. Кто-то откровенно не умеет пользоваться Интернетом»

«Знакомые уходили из-за потерянной любви из ВКонтакте. Кто-то из-за найденной любви))))»

«…ему это не нужно, т.к. все кто ему нужен находятся рядом либо на расстоянии одного телефонного звонка. Тем самым он отдает приоритет только качественному общению (читайте живому) и отсеивает двуличных и вовсе ненужных личностей»

«…для компа и интернета можно найти более достойное применение»

 

* сохранена авторская пунктуация и орфография

 

 

Internet - в жизнь или жизнь - в Internet? (часть 2)



Компания NewMR провела исследование, посвященное социальному взаимодействию пользователей в Интернете (справка об исследовании). Перед нами стояла задача выяснить, насколько популярны среди участников исследования блоги и онлайн-дневники, способны ли они составить конкуренцию социальным сетям?


Как правило, знакомство с социальными медиа у участников исследования начиналось именно с блогов (преимущественно c LiveJournal - ЖЖ). Блог позволял поведать широкой публике о своем мнении по тому или иному вопросу, найти и сохранить интересную информацию, пообщаться и найти единомышленников. Но со временем интернет-дневники были вытеснены социальными сетями; кто-то потерял пароль к собственной странице, а кто-то – интерес.

Сегодня лишь немногие участники исследования остаются верны блогам, продолжая вести свои персональные страницы. При этом интерес к чужим блогам проявляют более половины опрошенных. В основном участники «подписаны» на микроблоги известных людей: актеров, политиков, публицистов и пр.

Почему же так произошло? Мы выяснили следующее. Несмотря на то, что блогосфера появилась на свет гораздо раньше «социальной паутины», сегодня блоги менее популярны. Это связано преимущественно с «расходами на поддержание», которые несет с собой блог/микроблог. Во-первых, собственная страница в ЖЖ или Твиттере требует гораздо больше времени. Если в социальной сети можно появляться время от времени, то блогу необходимо постоянное внимание со стороны автора и частое обновление. По мнению участников исследования, блог должен быть «свежим», актуальным и интересным для других читателей, иначе он теряет смысл. В то же время, участники исследования оставляют за автором блога право вести его «для себя».

Во-вторых, блог определенно требует более серьезного контента: должна быть стоящая информация или точка зрения, которую имеет смысл донести миру. Для одних это инструмент для самовыражения, для других – способ рассказать о своих взглядах. Здесь недостаточно просто «закомментить фотку», хороший блог должен быть грамотным и «цепляющим».

Именно поэтому участники исследования воспринимают блоги как творческую площадку для самовыражения и саморекламы, необходимую, в первую очередь, публичным людям. По всеобщему мнению, известные личности могут позволить себе делиться мыслями на страницах интернет-дневников и при этом оставаться интересными для своей аудитории. Рядовым же гражданам ближе двустороннее общение с «себе подобными» - тот тип общения, который они в избытке могут получить в социальных сетях.
       




ГЛАС НАРОДА*

О предназначении:

«Есть много людей уже старше трудоспособного возраста, которые выкладывают тематические подборки по городам-странам... Люди живут по всему миру, и интересно почитать об обычаях в других странах. Я ТВ не смотрю – поэтому блоги выручают.»

«Я использовал ЖЖ в той же роли, что сейчас принято называть "микроблогом". когда это еще не было столь попсово))))) а потом их заместил различными форумами - на них активное обсуждение, а не разговоры с самим собой)))»

«Вести блог надо так, чтобы можно было зацепить других читателей…Так как если он никого не "цепляет" не нахожу смысла его вести.»

«Блог заменил соц. сетью как и многие мои друзья. Ушел из ЖЖ»



О чужих блогах:

«…Блог, это, по сути, микробиография человека, он пишет свои эмоции и переживания каждый день. А мне чужая жизнь как то не интересна»

«Ничьим подписчиком я не являюсь, даж у друзей и знакомых – считаю тратой времени, т.к. проще поговорить с человеком, …чем следить за каждой мыслью»

«Являюсь подписчицей у Александра Рогова) не знаю зачем))…»




 * сохранена авторская пунктуация и орфография


 

 

Internet - в жизнь или жизнь - в Internet? (часть 3)

 

 

Принцип социального доказательства

 

NewMR завершает серию материалов по результатам специального исследования на тему потребления социальных медиа. Наш финальный отчет посвящен отзывам и мнениям в Интернете. 

Э.Маккензи писал: «Мы живем в эпоху, когда почти все читают газеты и единственное, чему они верят, это реклама». Судя по всему, эпоха кардинально изменилась... Современный потребитель стал подозрителен и недоверчив, особенно к рекламе. Сегодня единственное, чему верят почти все, – это отзывы в Интернете, причем преимущественно – негативные.

Как показало исследование NewMR (справка об исследовании), большинство опрошенных пользователей читают отзывы в Интернете прежде чем совершить покупку. С гораздо большим вниманием потребители относятся к отрицательным мнениям о товарах и услугах. И практически все участники исследования не доверяют отзывам и предложениям, оставленным на сайтах производителей. Поскольку почти 100% таких отзывов – хвалебны, аудитория считает их «подставными». 

Предприимчивые покупатели предпочитают выяснять недостатки товаров на различных тематических форумах или в специальных сообществах. В качестве примера называют Яндекс.Маркет. Обычно отзывы о продуктах ищутся специальными запросами через поисковые системы.

В то же время, участники исследования призывают относиться к отзывам в сети вдумчиво. Показательно, что у пользователей Интернета есть свой способ верификации высказываний. Во-первых, многие обращают внимание на речь автора и стиль текста. Немаловажным критерием оценки является грамотность текста и аргументированность доводов. Кроме того, послание должно быть адекватно заявленной теме. Если комментарий не соответствует прямому назначению товара, его обычно пропускают. 

Третий фактор – оценка надежности источника отзыва. Как правило, пользователи доверяют только сообщениям с проверенных сайтов и обращают внимание на дату создания аккаунта автора, его фото и профиль. Некоторые умеют распознавать поддельные отзывы и игнорировать их.

Некоторые пользователи не только читают чужие комментарии, но и оставляют свои. По их словам, они хотели бы делать это чаще, но, как правило, не хватает времени. 

 

ГЛАС НАРОДА*

О пользе критики

«Чем больше критики, тем меньше будут продавцы "расслабляться". А похвалить они сами себя никогда не забудут…»

«Всегда ищу отзывы, проблемы, качество и консультацию в сети. Только потом прихожу в магазин и слушаю консультанта сквозь призму прочитанного»

 

О профессиональности отзывов

«Случалось - и неоднократно. На тематических форумах. Полезные отзывы - не то слово, есть просто гуру в этих вопросах»

«…пользуюсь форумами профессиональных пользователей услуг или товаров и читаю полные развернутые отзывы»

«Ищу в поисковике или на сайтах магазинов, в которых хочу приобрести технику. Если вопросы связаны с важным выбором (здоровье, техника и др.), то дополнительно заручусь мнением специалистов - на тематических сайтах»

 

О доверии

«…если отзыв об аппарате премиум класса написан с ошибками и молодежным слэнгом- то вряд ли этот форумчанин является ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ владельцем сабжа»

«Доверенные сайты…в верхнем правом углу браузера и находится этот пресловутый лимит доверия Но это только первый этап проверки... любую интересующую тебя инфу проверь на других сайтах и форумах»

«Автопылесос… работает от прикуривателя и не может быть мощным как бытовой. И когда высказываются, что придется потратить время на уборку, насадка узкая, бытовой лучше...читать дальше бред не хочется»

 

 * сохранена авторская пунктуация и орфография